Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Для тех кто любит природу, увлекается биологией и не толь... |
|
На этой страничке можно поделиться опытом своей работы/ Для размещения материалы можно прислать по адресу alla642008@yandex.ru Интегрированный урок: информатика - биология 11 класс. Форма проведения: Ролевая игра - устный журнал "Информатика и Общая биология" Учитель биологии - Петкевич А.Н. Учитель инфоратики- Шнайдр С.С. Тема: Биосинтез белка. Цели урока: I .Продолжать формирование у учащихся основных биологических понятий по теме: Биосинтез белка. II. Продолжить развивать умение работы на компьютере раскрывая возможности применения ЭВМ на уроках биологии. III.Воспитывать интерес к изучаемым предметам. Технические средства и оформление: Компьютер , наглядные пособия по предмету, использование программ составленных учащимися для проведения урока. План урока: I.Вступление II.Первая страница устного журнала "информатика и Общая биология". Беседа за круглым столом "Обсуждение проблемы использования ЭВМ в биологии" III.Вторая страница журнала. Биосинтез белка. iV.Четвертая страница журнала. Новые профессии - генная инженерия. V.Заключение: домашнее задание. ВСТУПЛЕНИЕ. Звучит музыка. Ученики рассаживаются за столами. Ведущие (2 человека) начинают урок (на экране заставка журнала). Ведущий 1: Уважаемые друзья. Сегодня все мы участники очередного выпуска устного журнала. Тема выпуска "Информатика и общая биология". Ведущий 2: Если вы хотите узнать, как протекает один из важнейших жизненных процессов - биосинтез белка в живой клетке... Ведущий 1: Если вы хотите продолжить приобретение навыков культуры общения с ЭВМ. Ведущий 2: Слушайте и участвуйте в устном журнале "Информатика и общая биология". Ведущий 1: Вам предстоит работа с моделирующей программой по биологии "Биосинтез белка". Ведущий 2: Эта программа поможет вам выработать необходимые навыки в чтении генетического кода. Ведущий 1: Поможет оценить полученные знания по изучаемой теме. Ведущий2: Остаётся пожелать вам успехов в биологическом образовании с помощью компьютера. ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА. Ведущий 2. Открываем первую страницу журнала. (На экране заставка первой страницы журнала). Вам предлагается беседа, в которой принимают участие: преподаватель информатики - ...(фамилия, имя, отчество) преподаватель биологии - ... ...(фамилия, имя, отчество) и учащиеся- ... ...(фамилии, имена) ( Участники беседы занимают свои места. Звучит музыка.) Ученик: Сегодня мы пытаемся изучать биологию с помощью ЭВМ. Это, на мой взгляд очень интересно. Но как Вы считаете (обращается к учителю биологии) почему биология не стала наукой с математическим фундаментом подобно физике? Пр. биологии: Биология - это, прежде всего экспериментальная наука. Основные теоретические построения и законы в биологии до последнего времени базировалась преимущественно на наблюдениях за природой и экспериментальных исследованиях. Именно поэтому биология ещё не стала наукой с математическим фундаментом. Пр. информатики: Позвольте с Вами не согласиться. В последнее время математические методы находят широкое применение в таких разделах биологии как генетика, экология, теория эволюции, молекулярная биология. Одна из основных предпосылок - широкое внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой жизни. Возможность на их основе осуществлять математическое моделирование различных биологических явлений и процессов. Пр. биологии: В принципе, Вы правы. Действительно в последнее время начато и успешно продолжаются исследования по расшифровке генома человека. Ученица: Я недавно прочла в книге "Молекулярная биология", что геном человека_ способен сохранить большое количество информации. Чтобы хранить запись о геноме человека понадобится целая библиотека. Это действительно так? Пр. биологии: Да, Вы правы. Только для хранения информации о первичной структуре генома кишечной палочки требуется около 1000 томов, по 1000 страниц каждый. А геном человека - это примерно 3000 таких томов. Пр. информатики: Такие объемы информации можно сохранить и в памяти ЭВМ, ведь компьютер - это идеальное средство для организации сбора и обработки данных, а системы управления базой данных-это специальные программы предназначенные для хранения больших объёмов информации. Ученица:(обращается к преподавателю биологии) Как Вы считаете, какие именно биологические процессы и явления пред ставляют большие возможности для математического моделирования? Пр. биологии : Почти все и, наверное, все. Речь идёт только о том, с какой целью при изучении того или иного биологического процесса используется компьютер. Мне кажется, что зная возможности компьютера, изучение биологических процессов становится более эффективным и быстрым на основе работы с ЭВМ. Подумайте и назовите эти процессы? (обращение ко всему классу) Пр. информатики: Давайте вспомним возможности компьютера. Учащиеся: ( Компьютер обладает многими способностями человека. Он способен имитировать процессы, происходящие в живых организмах. Трудно сравниться с ЭВМ в быстроте проведения анализов и математических расчётов.) Ученица: Я думаю что, прежде всего в ЭВМ можно хранить большие объёмы генной информации, проведение генно-инженерных исследований и многое другое. Ученик: Одно из интереснейших направлений в биологии - это процессы, протекающие в клетке: фотосинтез, биосинтез белка. Пр. биологии: Вы правы, почти все биологические процессы - это сложнейшие реакции, которые требуют огромных вычислений и математических моделей. И сегодня я предлагаю вам поработать с программой моделирующей синтез белка. Ведущий 1. Спасибо вам за интересную беседу. Надеемся, что этот разговор о взаимодействии ЭВМ и биологии будет продолжен на уроках биологии и информатики . ВТОРАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА. Ведущий 2: Продолжаем листать страницы нашего журнала. (На экране заставка второй страницы журнала. Звучит музыка.) Ведущий 1: Вторая страница журнала называется "Биосинтез Белка". Предлагаю вам взять ручки и тетради и сесть за свои рабочие места. Пр. биологии: Я приглашаю вас в удивительный мир живого - биосинтеза белка. Часть моих обучающих функций предлагаю взять на себя, проявляя самостоятельность. Для этого используйте свои знания по данному вопросу. Размышляем вместе со мной: Почему именно биосинтез белка является основой жизнедеятельности клетки? Чем объяснить уникальность этого процесса? Назовите основные стадии биосинтеза? (работа с таблицей на экране ) Пр. информатики: Я предлагаю поработать с программой, моделирующий на экране биосинтез белка. (пересылка программы "биосинтез белка") Пр. биологии: Эта программа моделирует биосинтез белка. Ваша задача по заданной последовательности ДНК построить полипептидную цепь. Пр. информатики: Познакомимся с работой программы. Для осуществления этой идеи в вашем расположении набор действий, которые выполняются с помощью набора функциональных клавиш F1,F2,F3,F4,F5,F6,F7. F8-подсказка. Работать можно на оценку и без оценки, выбрав соответствующий режим да/нет. Для работы включить режимы РУС и CAPS . Пр. биологии: На экране набор базовых действий. Зачитываем. (идет работа с экраном) Вы будете вести диалог с компьютером по теме "Передача генетической информации на уровне клетки" или "Биосинтез белка". Перед этим я обращаю ваше внимание на замечательные слова французского философа: "Пусть вымерли все наши предки, Бессмертные живые клетки Наследье бережно хранят " Р. Сюлли - Прюдом XIX век.Франция. Я предлагаю вам с помощью сигналов - биологических терминов составить опорную схему, переводящую бессмертные слова в тему сегодняшнего урока. (Идёт самостоятельная работа). КЛЕТКА ЯДРО ДНК ГЕН и-РНК РИБОСОМА БЕЛОК Допустим, мы правы, давайте перейдём к практической части. Итак: "Биосинтез белка". Задачи: Используя компьютер, воспроизведите биосинтез белка. Я предлагаю Вам наметить план действий: 1. Транскрипция. 2. Движение и-РНК в рибосому. 3. Связь аминокислоты с Т-РНК 4. Движение Т-РНК в рибосому. 5. Синтез полипептидной цепи. Сколько действий? Посмотрим на программу моделирующую построение белка. Сколько действий? (6). Что мы не предусмотрели? (подсказку). Хорошо, будем работать без подсказки. F4 - активизация аминокислоты. Какая молекула поставляет энергию-АТФ? F7 - продвижение рибосомы по и-РНК на один нуклеотид. Ну что же, остается представить, что от ваших действий сейчас будет зависеть синтез молекулы гемоглобина, характерный для здоровых людей. Ошибка в ваших действиях означает синтез молекулы гемоглобина, которая вызывает наследственное заболевание - анемию. (идет работа с программой) Работа программы. Выберите нужное действие F1 Т А Ц Г Т А А Т А Г Т Г А Ц Т Постройте и-РНК. Укажите нуклеотид. F2-движение и-РНК. Клавишами управления курсора подвести и-РНК в рибосому. F3- активизация аминокислоты. F4- связь с Т-РНК. Укажите кодовый триплет и-РНК. (работа закончена) Почему ушла рибосома? Что мы синтезировали? А теперь выполним программу на оценку. У вас имеется возможность оценить свои знания в процентном отношении, т. е. насколько процентов вы усвоили материал. Выберем режим да. За неправильно выбранное действие штрафное очко. (идет работа с компьютером) Вывод: Бессмертные живые клетки наследье бережно хранят. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА. Ведущий 1: Предлагаем открыть третью страницу нашего журнала.. Она называется "Диагностика". (на экране заставка третьей страницы). Пр. информатики: Продолжаем изучение темы "Организация и обработка данных". Наша цель - научиться осуществлять поиск информации в таблице по заданному условию. Используя знания по информатике, решим биологическую задачу. Вам предоставлены результаты клинического обследования крови N больных. Вы должны составить программу, результатом которой является список обследуемых больных с указанием, около каждой фамилии здоров или болен. Подвести итоги, сколько человек больны и сколько здоровы. Данные к программе: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ: Ф.И.О.: Сергеев А.Ю. Результат анализа: ГУГ-ЦА У-ЦУУ-АЦУ-ЦЦУ-ГАГ-ЦАА (примерно 10 штук) Пр. биологии: Вернёмся к гемоглобину. (Повторяют: чем отличается здоровая клетка молекулы гемоглобина от больной клетки). Пр. информатики: Итак, мы выяснили, что условием здоровой клетки является наличие в клетке триплета ГАГ. Составим план построения программы: 1. Для работы необходимо организовать два массива. Массив фамилий и массив результатов обследования. 2.Используя команду ветвления, просмотреть массив результатов обследования и сравнить аминокислоты, входящие в полипептидную цепь, на наличие в ней аминокислоты ГАГ. 3. Организовать два счётчика, где будем накапливать количество здоровых и больных обследуемых. 4.Результаты работы программы выведем на экран в виде таблицы: ДИАГНОСТИКА ОБСЛЕДУЕМЫХ БОЛЬНЫХ. Аникин здоров Акимов здоров Баранов болен …… …. ИТОГО: здоровы - 6 человек больны - 4 человека Приступаем к разработке программы. Массивы организуем символьные. Фамилии в массив вводим в порядке алфавита. 10CLS 20 PRINT "ВВЕДИТЕ ФАМИЛИЮ И РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА " 30 PRINT 40 PRINT "ВВЕДИТЕ КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДУЕМЫХ" 50 DIMA$(10),B$(10) 60 FOR 1=1 ТО 10 70 INPUT "Введите фамилию: " ; А$(1) 80 LOCATE 30, I+I 90 INPUT "Результат анализа" ; B$(I) 100 NEXT I 110 CLS 120 PRINT "Диагностика обследования больных" 130 PRINT 140 FOR I=1 TO 10 150 IF B$(I)="ГАГ" THEN PRINT A$(I); TAB(15); "болен " : K=K+1 ELSE PRINT A$(I); TAB(15); " здоров": L=L+1 160 NEXT I 170 PRINT STRING (25,"-") 180 PRINT "итого: здоровы" : L; "чел" 190 PRINT " больны"; K; "чел" Программы составлены. Проанализируем результаты ваших работ. (Пр. информатики проверяет правильность написания программ, а пр. биологии проверяет правильность получения результатов) Пр. информатики:Итак, сделаем выводы. Мы познакомились с новым типом задач - поиска элементов в массиве. При решении таких задач нам необходимо: 1. Объявить массив(ы), с которым(и) предстоит работа. 2. Заполнить массив данными. 3. Работать с элементами массива. (Сравнить каждый элемент массива с некоторым заданным условием.) При решении задачи мы применили алгоритм нахождения количества. 4. Выводить результаты работы программы на экран. ЧЕТВЁРТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА. Ведущий 1: Наконец мы приглашаем всех на встречу с настоящим и будущим. ( на экране заставка четвертой страницы журнала). Ученик: Настоящее - это все мы, это наш урок (Одевает халат, очки, достает модель ДНК, микроскоп) Будущее - это я, а может кто-то из вас. Ведущий 2: Простите, а вы кто? Ученик: Я инженер. Нет - я генетик. Нет. Я инженер - генетик. А вот здесь, в пробирках некоторые успехи генной инженерии. Пробирка №1 - здесь специально конструируемые клетки бактерий кишечной палочки, которые синтезируют гормон роста человека. Как вы, думаете - как я достиг этого? (ввели ген человека) Правильно. Пробирка №2 - здесь специальный спектр бактерий, которые синтезируют инсулин, регулирующий уровень сахара в крови. Основные задачи, которые стоят перед учеными - управление генетической информацией на пользу человека. Пр. биологии: А какие наиболее актуальные программы Вы сегодня разрабатываете? Ученик: Ученые всего мира работают над программой введения в зародыш человека, на ранних этапах его развития каких-либо недостающих генов и тем самым избавить от наследственных заболеваний Ведущий 1: Спасибо, уважаемый инженер - генетик за интересную встречу. К сожалению, наше время подходит к концу. Спасибо всем за внимание и активное участие. Специальный выпуск устного журнала вели и подготовили (фамилии участников журнала) Домашнее задание. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |