Для тех кто любит природу, увлекается биологией и не толь...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Главная » Статьи » Мои статьи

Организация научно – исследовательской деятельности учащихся «МОУ СОШ № 135 города Омска».Учитель биологии и экологии Петкевич А.Н.

Исследователь не может стать высококлассным исследователем без прикладного исследования, также как летчик не может стать высококлассным пилотом без реальных полетов в небе. Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ этот вопрос прост: чем раньше - тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимы?

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь мало эффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель  использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:
- мотивация по результату (обучающийся ориентирован на результаты деятельности);

 - мотивация по процессу (обучающийся заинтересован самим процессом деятельности);

 - мотивация на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки);

 - мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)

 Наши наблюдения показали, что очень часто в обучающимся можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации.

Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две первых мотивации: по результату и процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что, таким образом, будет формироваться внутренняя мотивация деятельности. Научно-исследовательская работа позволяет открыть способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность, не возникает в школе сама по себе. В результате многолетней работы над этой проблемой,  мы выявили необходимые условия для осуществления научно-исследовательской деятельности:

 - готовность к этому виду работы;

 - желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Сложнее всего выявить у учащихся готовность к данному виду деятельности. Для того, чтобы найти именно того ребенка, которому это интересно,  и который не сойдет с дистанции (доведет работу до конца) мы используем диагностику  и на уроке и во внеурочное время.

На уроке, прежде всего это практические виды деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов, презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации данной работы предлагаются слушателям подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно порекомендовать. Особое внимание обращаю на то, чем обусловлена постановка цели (гипотезу), как достигается поставленная цель, на умение сделать выводы по проделанной работе. По окончанию дискуссии проводится  диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов направленных на выявление отношения к данному виду деятельности. Например, вопросы могут быть такими:

1. Интересна ли тебе была данная работа?

2. Если да, то чем, если нет то почему?

3. Хотелось бы расширить представление по данной теме? – этот вопрос дает возможность выявить интерес к определенной теме.

При анализе таких анкет обращается особое внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в научно исследовательской работе.

 Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью.

Во внеурочное время на факультативных занятиях  рассказываем о научно - исследовательских проектах, об их значении для каждого ученика, о различных уровнях защиты проектов. Помогаем определиться с выбором темы. Для этого предлагаем  ответить на вопросы: (например на уроке биологии, экологии)

1.Подумай, какие объекты живой и неживой природы тебя привлекают больше всего?

2.Почему и чем интересен именно этот объект?

3.Что бы хотелось узнать об этом объекте нового?

4.Чем обусловлен данный интерес? (Выход на актуальность.)

 В своей работе руководствуемся   пятью принципами организации научно-исследовательской деятельности:

 - принцип последовательности;

 - принцип поуровневости;

 - принцип временного развития;

 - принцип разнообразия;

 - принцип постоянного совершенствования.

 Принцип последовательности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возрасту учащегося. Это значит, что учитывается уровень сложности необходимого учебного материала для решения изучаемой проблемы, так как при несоответствии уровню восприятия может пропасть интерес к данной работе.

 Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, кафедр, педагогического коллектива, родителей. При этом "уровень учащегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. Это значит, что на всех  выше перечисленных уровнях должны решаться определенные задачи, направленные на достижение одной цели —успешность выполнения и защиты данного проекта. 

 Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

 Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, разнообразие научных руководителей, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: семинары, защита проектов, научно-практические конференции. Всё это дает учащемуся широкую возможность разнообразного  самопроявления и самореализации.

 Принцип разнообразия предоставляет возможность творческого и научного роста.

Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научно-исследовательской деятельности.

 На начальном этапе создания системы организации научно-исследовательской деятельности в нашей школе разработана технология овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками. Она, во-первых, характеризуется тем, что учащиеся со 2 по 11 класс принимают участие в ней, во-вторых, охватывает не отдельные предметы, а практически все, которые входят в учебный план школы, следовательно, эта технология носит системный подход, как по форме её построения, так и по содержанию. Практическая реализация этой технологии нам виделась в проведении интеллектуальных марафонов «Самый умный», «Весь мир открытий полон…», «Что, где, когда?» и многие  другие.  С целью развития у учащихся умения использовать полученные учебные знания как средство для работы с информацией на уровне применения предметных знаний и умений; развития мотивации учения и познавательных способностей у учащихся, выработка умений состязаться в строго указанных временных рамках, воспитания навыков состязательности как личностного качества лидеров и конкурентноспособности  в дальнейшей жизни. Любое исследование предполагает получение новых знаний. С целью формирования навыков исследовательской деятельности разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования - это объект текущего познавательного интереса учащегося, который и становится темой его исследования. Процесс исследования проводится по заранее подготовленной форме.

Последовательность этапов исследования:

1.    Выбор темы исследования. Ученик, в соответствии со своим текущим познавательным интересом, САМ выбирает объект, который становится его исследовательской темой. Примеры названия исследовательских тем, которые выбрали учащиеся в «Влияние древесных и кустарниковых форм растений на формировании устойчивости вторичного биоценоза», «Роль комнатных растений на рабочем месте», «Шумовое загрязнение, его значение для организма человека» и многие другие. Процесс исследования. Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Работа позволяет определить границы своих знаний по отношению к объекту интереса. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:

o        найти и записать известные ему сведения об объекте исследования;

o        найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме исследования (работа с любым источником информации: справочники, энциклопедии; сведения через Интернет; консультации со знающими людьми);

o        найти и записать новые знания (через выявление свойств объекта исследования, поиск нового практического применения найденных свойств, выдвижение гипотез развития объекта исследования и т.д.)

2.    Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, макетов, моделей.

3.    Защита результатов исследования. К концу учебного года ученик-исследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на ежегодной Научной конференции учащихся.

Работа по проекту "Научное общество учащихся " позволяет школьнику актуализировать свой текущий познавательный интерес и далее осуществлять конкретные шаги по его удовлетворению. Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса.

В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.

Важным моментом исследования является поиск свойств объекта познания и новое их применение. Более высокий уровень исследовательской деятельности учащегося происходит в период поиска новых, неизвестных ранее свойств исследуемого объекта. Сам факт поиска новых свойств - это опыт исследования, экспериментирования, личных открытий. На базе найденных новых свойств школьники обучаются находить и по возможности практически воплощать свои новые идеи в различных направлениях.

Так в области теоретической деятельности - это:

  • выдвижение гипотез;
  • определение закономерностей;
  • составление прогнозов развития.

В области прикладной деятельности - это:

  • предложения по улучшению функционирования рассматриваемых систем;
  • усовершенствование технических систем на уровне предполагаемого изобретения;
  • создание новых методов получения результатов;
  • выпуск авторских материалов для широкого круга пользователей.

Таким образом, учащиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщается к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят учащимся иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами.

В связи с тем, что диапазон интересов школьников достаточно широк и исследуются разные объекты, то каждая исследовательская тема - это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей. В будущем у ребят уже будет сформирован навык защиты своих творческих продуктов, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТКИ

Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное - нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.

Несколько примеров, иллюстрирующих результаты исследовательской деятельности школьников. Учащиеся сделали важные выводы, например что, на устойчивость вторичного биоценоза влияет наличие древесных и кустарниковых форм растений; Комнатные растения могут оказывать на организм, как положительное, так и отрицательное значение; Шумовое загрязнение - очень серьезный вид загрязнения, который разрушает здоровье и многие другие.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Таким образом, предлагаемая методика организации исследовательской деятельности школьников позволяет:

1.    Расширить область личных и общечеловеческих знаний.

2.    Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.

3.    Получить новый, общественно-полезный интеллектуальный продукт.

4.    Формировать научно-исследовательские навыки.

5.    Создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира.

6.    Выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.

7.    Создать условия, которые позволяют учащимся:

o        определить текущие границы личных знаний;

o        реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;

o        проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;

o        на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;

o        самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;

o        самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например, технические средства, компьютерные программы;

o        расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;

o        увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.

8.    Работа по совершенствованию методики будет продолжена.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.

2.    Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

3.    Верткин И.М. Бороться и искать…: О качествах творческой личности //Нить в лабиринте /Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - С.7-91.

4.    Гафитулин М.С. Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ) //Технологии творчества. -1998. -№2. - С.40-43.

5.    Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т1.

Категория: Мои статьи | Добавил: сосна (27.07.2009)
Просмотров: 10695 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.4/8 |
Всего комментариев: 1
1 олеся  
0
неплохо

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024