Информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Занятие Мастер-класса "Биология" будут посвящены разным вариантам использования компьютеров на уроках биологии (от одного компьютера в демонстрационном варианте до работы в классе с выходом в Интернет).
Большое внимание будет уделяться именно вопросам оценки преимуществ современных информационных технологий на уроках и во внеурочной работе
Целью проведения Мастер-класса является обмен опытом по использованию информационных технологий , при подготовке к проведению уроков биологии.
на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Ключевыми проблемами, которым будет посвящено занятие, являются:
· Осознание специфики использования компьютера как педагогического инструмента, определение его возможностей ;
· Приобретение опыта применения веб-ресурсов как способов подачи материала и контроля знаний учащихся;
· Овладение конкретными приемами работы с прикладными программами и приложениями для преподавателей биологии.
На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать электронные учебники
. В межвузовской лаборатории интенсивных методов обучения - SPLINT (КГПУ им. К. Э. Циолковского, МПГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова) создается серия мультимедийных компакт-дисков для компьютерной поддержки учебно-методического комплекта по биологии 6-11 классов авторского коллектива под руководством Н. И. Сонина.
Серию дисков начинает “Биология: 6 класс. Живой организм” - электронное издание (ЭИ) с широкими возможностями представления аудиовизуальной и текстовой информации. Материалы компакт-диска собраны в определенной логике - основные темы соответствуют оглавлению учебника: Сонин Н. И. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа. Учителя и учащиеся могут эффективно использовать это ЭИ в сочетании с уже изданными дидактическими материалами на бумажных носителях. Компакт-диск не дублирует традиционные издания, а дополняет их, логично сочетается с содержательными аспектами изданий на бумажных носителях, расширяет возможности получения разнообразной справочной информации. Использование компакт-диска в различных видах учебной деятельности дает средства для наглядного представления достаточно сложного теоретического материала, способствует созданию целостной картины строения живых организмов.
Одним из важнейших функциональных модулей является многоуровневая система интерактивных обучающих заданий, при ее использовании реализуется система работы, при которой создаются реальные условия для формирования личностной траектории познания для каждого учащегося в соответствии с его интересами и учебными возможностями.
В процессе создания компакт-диска было подготовлено большое число оригинальных фото- и видеоматериалов, которые представлены в виде трех функциональных модулей: фото-, видео- альбомов и виртуальных экскурсий. Значительное число оригинальных фотографий и видеофрагментов использовано для иллюстрации гипертекста учебника.
Для разъяснения сложных биологических понятий предназначены справочные материалы. Это словарь биологических терминов, история биологии (важнейшие даты в истории биологии, история биологии в лицах), материалы для учителя (методика использования компьютерной программы, программа по биологии – 6 класс, поурочное планирование), рекомендуемая и использованная литература по наиболее важным разделам курса.
Программа разработана в двух вариантах:
1. Версия для индивидуального пользователя, с которой Вы знакомитесь в настоящее время, предназначенная для работы непосредственно с компакт-диска на домашнем компьютере.
2. Сетевая версия с лицензией для использования в школе. Сетевая версия предназначена для работы с винчестера или CD-ROM в многопользовательском режиме. Она имеет расширенную базу данных для самостоятельного создания виртуальных экскурсий, а также ряд функциональных возможностей, необходимых для использования программы в учебном процессе. Фрагменты работы.
Заказы на сетевую версию можно направить по телефонам (факсам) (084-2) 56-21-29, (084-2) 56-21-59, (084-2) 56-82-24, e-mail: splint_support@mail.ru, Fido: 2:5023/6
А также версия БИОЛОГИЯ Лабораторный практикум. Фрагменты работы.
Разработка и проведение урока – практикума Определение по электронному определителю высших растений – представителей различных семейств. Урок –обобщение по разделу «Цветковые растения»
• Тема урока: Многообразие цветковых растений.
• Цель урока: Продолжить формирование знаний о многообразии цветковых растений.
• Научить применять полученные знания о цветковых растениях пользуясь электронным определителем растений.
• Расширить представление о разнообразных особенностях строения цветковых растений.
• Воспитывать любовь к природе родного края.
Создание проблемных ситуаций при изучении представителей царства животных на примере речного рака.
Одинаково ли линяют змеи и раки?
Зачем раку столько конечностей , когда у многих их всего лишь 4?
Заботливые ли мамы у рачат?
Описание ситуаций содержащих проблему
В природе не встречается ни одного вида который бы не имел хотя бы одного защитного приспособления к условиям существования.
Тема :Приспособленность живых организмов к среде обитания. В разделе "Механизмы эволюционного процесса".
Этапы выполнения работы:
1 Название работы.
2 Актуальность работы.
3 Цель работы.
4 Оборудование.
5 Объекты исследования.
6 Ход работы.
7 Вывод.
Электронные учебники позволяют:
. усвоить базовые знания по предмету,
· систематизировать усвоенные знания,
· психологически настроить на атмосферу экзамена,
· натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
· сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
· сформировать навыки самоконтроля,
· сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
· обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.
Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
Представление презентации.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
- во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Селекция» в 11 классе мною было дано задание найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данным вопросам.
- во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы « Генетическая и клеточная инженерия» мною было дано задание найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что его вообще нет в учебниках. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к данной проблеме.
- в-третьих может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 11 классе при изучении темы «Классификация организмов» мною было дано задание сделать дайджест по материалам о СПИДе. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций.
Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентацийЗа последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель биологии полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов или поисковые системы. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебными материалами одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.
Работа с интернетом
Электронный учебник по биологии на сервере «Открытый колледж». Содержание учебника приведено на сайте Биология сервера «Открытый колледж» ООО «Физикон» — http://www.college.ru/biologi/
www.debryansk.ru/~lpsch/ -Информационно-методический сайт «Учитель и ученик»
www.omsk.edu.ru – Омский образовательный сервер
http://www.ug.ru/ – Учительская газета
www.1september.ru
www.iss.stthomas.edu/russian - рекомендации учащимся об организации процесса обучения
http://www.experiment.lv/ – развивающее обучение Эльконин-Давыдов
http://dod.miem.edu.ru/ – центр развития системы дополнительного образования
http://www.iro.yar.ru:8101/ – институт развития образования г.Ярославля
http://www.school.edu.ru/ – педагогика общеобразовательной школы
http://www.ychitel.com/ – журнал «Учитель»
http://eidos.techno.ru/ – Центр дистанционного образования «Эйдос»
Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
- многоаспектное развитие школьника
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
|